Финансовый мониторинг: что нужно знать

НБУ

Продолжаем размышления и анализ новых направлений для финансово-правового регулирования, где появляются те или иные органы, которые ранее были не традиционными для этой сферы. А именно финмониторинг.

Понятия и субъектный состав

Прежде всего следует отметить, что содержание финансового мониторинга характеризуется определенной совокупностью мер, которые принимаются уполномоченными субъектами финмониторинга в специфической сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. И предусматривают применение мер как государственного финансового мониторинга, так и первичного. Совокупность мер, принимаемых субъектами государственного финансового мониторинга, направляется на сбор, обработку, анализ информации относительно операций, которые могут быть связаны с подозрением в легализации, “отмывании” доходов, полученных преступным путем.

Субъектами государственного мониторинга являются исключительно субъекты властных полномочий. Госфинмониторинг — специальный орган, полномочия которого ориентируются исключительно на эту специфическую сферу финансового контроля. Это Министерство финансов, Национальный банк Украины, Министерство юстиции, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Минцифры.

Первичный финансовый мониторинг — совокупность мер, принимаемых субъектами первичного финансового мониторинга и направленных на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Надо обратить внимание на то, что в данном случае мы уже включаем сюда два типа субъектов: те, что представляют государство и те, что основаны на иной форме собственности, реализация компетенции которых не обязательно связана с реализацией государственных принципов и интересов.

Субъекты первичного финансового мониторинга — это банки, страховщики, страховые брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения. Операторы платежных систем, товарные и другие биржи, проводящие финансовые операции с товаром. Профессиональные участники фондового рынка и рынка ценных бумаг, кроме лиц, которые ведут деятельность по организации торгов на финансовом рынке. Операторы почтовой связи, предоставляющие финансовые платежные услуги и / или услуги почтового перевода, осуществление валютных операций. Филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющих финансовые услуги на территории Украины. Специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга, кроме лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых отношений. Сюда мы можем отнести субъектов аудиторской деятельности, адвокатов, бухгалтеров, нотариусов и поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов.

Для чего необходим финансовый мониторинг?

Есть несколько оснований для введения подобного института финансового контроля.
Прежде всего, это предотвращение легализации незаконных средств. Во вторых, это противодействие уклонению от налогообложения. Представьте себе, лицо «А», которое занимается преступной деятельностью по распространению психотропных и наркотических средств, и обращается в кассу банка для размещения наличных средств на своем текущем счете. Задача банка в этом случае заключается в том, чтобы, исходя из индикаторов риск-ориентированного подхода, заблокировать такую операцию и сообщить в соответствующие органы, полномочия которых связаны именно с выяснением природы подобных операций. Когда речь идет о противодействии уклонению от налогообложения? Деятельность вывода через фиктивные операции наличных средств для минимизации налоговой нагрузки может быть предметом внимания органов финмониторинга.

Как финмониторинг касается жизни рядового гражданина?

Как правило, обычного человека, который не ведет какую-либо незаконную деятельность, затрагивает именно реализация мероприятий первичного финмониторинга. С такими действиями граждане могут сталкиваться, прежде всего, из-за отношений с банками. Когда банк блокирует ту или иную операцию, инициируемую клиентом, возникает вопрос: а имеет ли право банк на осуществление подобной блокировки? Постановлением правления Национального банка Украины № 65 от 19 мая 2020 года утверждено Положение об осуществлении банками финансового мониторинга. Именно на основании норм этого постановления банки собирают информацию о клиентах и их операциях, и блокируют при необходимости счета таких клиентов. Именно последнее может существенно повлиять на жизнь рядовых граждан.

Так, на сегодняшний день банки обязаны информировать госфинмониторинг о финансовых операциях клиентов, которые превышают 400 тысяч гривен. Ранее, до апреля 2020 года такая граница устанавливалась в 150 тысяч. Если субъект первичного финмониторинга обнаруживает подозрительную операцию, он останавливает ее и сообщает в Госфинмониторинг. Такая остановка длится 3 дня. Затем Госфинмониторинг при наличии оснований может продлить остановку на 7 дней и уведомить правоохранительные органы. Далее продолжается аналитическая работа и тщательная проверка клиента. При необходимости от него могут потребовать дополнительные документы. Общий срок, до которого может продолжаться остановка финансовых операций, составляет 30 дней. В течение этого срока правоохранительные органы осуществляют до судебное расследование по поводу остановки финансовых операций и в случае отсутствия состава уголовного правонарушения, немедленно информируют об этом Госфинмониторинг. Далее осуществляется разблокировка операций.

Если возникают обоснованные подозрения в совершении лицом уголовного правонарушения, органы информируют об этом Госфинмониторинг в течение двух рабочих дней со дня вынесения судом постановления о наложении ареста на соответствующие счета клиента с указанием номера и даты такого постановления. Ключевым аспектом, когда речь идет о приостановлении финансовых операций, являются индикаторы подозрительности финансовых операций, которые изложены в Приложении 20 к Положению 65. Они распределяются на три группы. Во-первых, это индикаторы, касающиеся деятельности или поведения клиента. Например, клиент не может объяснить, в чем заключается его деятельность. Демонстрирует чрезмерную заинтересованность в вопросах законодательства о финмониторинге. Финансовые операции не соответствуют риск-профилю клиента, его возрасту и образованию. Во-вторых, это касается финансовых операций клиента. Необычно быстрое прохождение средств через счет. Значительные ежедневные обороты по счету клиента.
В-третьих, по разным видам услуг. Например, на счетах клиента, который просит о предоставлении ему кредита, размещена значительная сумма средств.

Важной чертой отношений, связанных с финмониторингом является тот аспект, при посредстве основополагающего принципа которого регулируются отношения: эта разновидность финансового контроля — принцип презумпции виновности. То есть само лицо, сам клиент финансового учреждения обязан доказывать субъекту первичного финмониторинга правомерность проведения операции.