О колизиях в налоговом законодательстве в период карнтина

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 85

Противоречия между предписаниями Кабмина и переходными положениями Налогового Кодекса Украины создают коллизии в налоговом законодательстве Украины. Постановление КМУ № 89 и п. 522 подраздела 10 раздела ХХ «Переходных положений» Налогового кодекса Украины конфликтуют между собой. Если опустить излишние подробности, то Переходные положения Налогового кодекса Украины устанавливают мораторий на проведение документальных плановых проверок (плановые проверки в перечне разрешенных проверок отсутствуют), а постановление КМУ №89 предполагает, что разрешенным является проведение, в частности, «документальных проверок, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований пункта 77.4 статьи 77 Кодекса».

Это приводит к неоднозначной судебной практике, при которой часть судей признают неправомерными действия налогоплательщика по недопуску представителей контролирующих органов к документальной плановой проверке, другая часть судей считают вполне правомерными такого рода проверки, так как положения Постановления КМУ № 89 позволяют их проводить. Следует отметить, что логика постановления Кабмина основывалась на общих положениях Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 17.09.2020. В результате нарушен целый ряд положений налогового законодательства и правил нормотворческой техники. Нарушены:

  1. правило, требующее вносить изменения в Налоговый кодекс Украины, которые могут осуществляться исключительно путем внесения изменений в настоящий Кодекс (п. 2.1 ст. 2 Налогового кодекса Украины);
  2. правила нормотворческой техники, согласно которым не допускается коллизионность нормативных положений, что обусловливает необходимость применения презумпции правомерности решений налогоплательщика (пп. 4.1.4. п. 4.1 ст. 4 и 56.21 ст. 56 Налогового кодекса Украины).

Откровенно говоря, не совсем ясно, как положение общего характера получило свою фиксацию во временном нормативно-правовом акте — Законе Украины. О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 17.09.2020?

Моя позиция в этом вопросе (коллизийнности) основана на двух базовых принципах «права»: «Lex specialis derogat generali» и «Lex superior derogat legi interior», логика которых подразумевает, что «специальный закон имеет приоритет перед общим законом и высший по силе закон отменяет закон, низший по силе. Таким образом, недопуск налогоплательщиками представителей контролирующего органа к проведению документальных плановых проверок в период карантина можно считать вполне правомерным.